Продвижение Вконтакте – с чего начать? Разница между группой и пабликом. Что лучше: публичная страница или группа ВК

В последнее время очень популярным стало все, что связано с командой: командные роли, составление команд для любых целей и задач, тренинги командообразования и т.д. С чем же это связано?

Современный мир стремительно развивается и усложняется. Задачи, которые ставятся перед людьми, год от года становятся все труднее. Для их решения требуются специальные знания и умения . Причем, основная сложность заключается в том, что для выполнения задания надо обладать самыми разнообразными качествами личности, знаниями и умениями.

Команда – это небольшая группа людей, занятых выполнением определенной задачи. При этом, участники группы имеют личную заинтересованность в успехе всей группы.

Как правило, один человек не может выполнить все необходимые функции самостоятельно. Это связано с тем фактом, что требования могут быть противоположны сами себе. Если исполнитель в ходе решения возникшей проблемы будет переключаться между такими противоречивыми подзадачами, он неминуемо будет совершать ошибки. Это предсказуемо приведет к ухудшению качества работы, а зачастую и вообще к провалу.

В связи с этим, очень актуальной стала проблема создания эффективных команд, которые могли бы решать самые разнообразные по качеству и сложности задачи. Команды строятся на основе определенных моделей командных ролей, к выбору которых в каждой конкретной ситуации надо подходить с особым вниманием.​

Что такое работа в команде?

В настоящее время интерес к психологии малых групп очень велик. В различные области социальной практики поступает множество самых разнообразных запросов со стороны динамично меняющегося мира. Для решения возникающих задач требуются коллективные усилия людей. Спецификой современного труда становится работа в составе небольщих объединений.

В связи с этим, очень популярным стал термин «команда», который был заимствован из спортивного лексикона. Это было во многом связано практикой эффективного менеджмента.

Сейчас данный термин используется для обозначения малых групп с выраженной целевой направленностью, интенсивным взаимодействием членов и высокой продуктивностью. Умение работать в команде в совокупности с умением проявлять инициативу и отстаивать свое мнение считается признаком высокого профессионализма.

В чем отличие работы в команде и простого взаимодействия людей?

Просто взаимодействие в данном контексте – это всеобъемлющее сотрудничество людей, положительное отношение, распространяющееся на самые различные области. Работа в команде предполагает акцент на какой-либо конкретной задаче , которую необходимо выполнить. Вся деятельность команды так или иначе направлена именно на нее. Таким образом, команда - это сильно сосредоточенная единица работы.

Такие группы стали возникать очень давно в истории развития человечества. Одним из примеров может служить группа охотников, загоняющих дикого зверя. В случае командного взаимодействия происходит комбинирование вклада отдельных участников в единое целое.

Команда - это не просто сумма отдельных частей. Работающие вместе люди могут произвести работу, которая может количественно превосходить или качественно отличаться от работы, которую могут выполнить отдельно трудящиеся индивидуумы. Командой называют группу людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Она должна обладать определенной структурой.

Команда выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников , имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды, которые должны быть четко определены. Участники должны разделять поставленные задачи и нести за их выполнение ответственность. Часто решение поставленных задач связано непосредственно со служебными обязанностями. В их распоряжении могут быть отработанные процедуры взаимодействия и координации работы.

Участники команды должны быть открытыми и честными друг с другом, готовы к противостоянию , связанным с тем, что члены группы обладают различным мировосприятием. Границы команды должны быть явно установлены.

Команда должна обладать определенной автономией в управлении процессами, происходящими внутри ее. Необходим способ взаимодействия с внешними объектами, в том числе и с руководством. Выполнение этих условий позволит создать внутри команды «здоровую» атмосферу взаимодействия, группа будет постоянно развиваться.

Примеры удачной и слаженной командной работы :

Что такое командная работа?

Командная работа (Teamwork) – это совместная целенаправленная работа специалистов, решающих общую задачу на основе интеграции знаний в различных профессиональных областях по правилам, выработанным сообща.

Её эффективность во многом зависит от того, насколько каждый член группы четко осознает свои задачи и цели группы в целом, вносит свой вклад в их достижение, поддерживает усилия своих коллег.

Команда должна состоять не менее, чем из трех человек – это нижняя граница размера команды. Верхняя граница может доходить до 12 человек и даже более. Команды, состоящие из малого количества участников (трех – четырех) работают быстрее, чем большие команды. Однако, команды состоящие из пяти – девяти человек могут быть более эффективными. Это связано с тем, что они более функциональны и обладают большими ресурсами: творческими, интеллектуальными и тд.

Стоит отметить, что чем больше команда, тем больше требуется затрат на сыгровку ее частников для эффективного.

Наиболее важными для успешного командообразования считается определение способов распределения командных ролей и непосредственно связанная с этим оценка личностных особенностей членов команды для выстраивания эффективных композиций.

При профессиональной работе в команде люди объединяют свои компетенции, умения, что позволяет справить с задачей, выполнить которую не под силу отдельному человеку. Компетенция – базовое качество человека . Оно имеет причинное отношение к эффективному исполнению обязанностей, возложенных на члена команды.

Компетенция является устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека во множестве самых разнообразных ситуаций. Различие способностей, особенностей выполнения рабочих заданий приводят к тому, что в команде можно заметить достаточно четкую ролевую дифференциацию.

Для того, чтобы команда была успешной, она должна обладать сбалансированным ролевым составом. Если команде не хватает исполнителя какой-нибудь определенной роли, команда будет работать менее эффективно. Соответственно, эту функцию на себя должен взять кто-то другой.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ГРУППЫ

Многие подростки и юноши по разным причинам не могут удовлетворить имеющиеся у них интересы и потребности в ученических группах. Они охотно вступают в неформальные группы, существующие вне школы. Одни ищут в такой группе поддержки и участия, другие пытаются самоутвердиться, третьим не хватает эмоциональной сопричастности, слитности с группой, четвертым важно командовать, властвовать над другими, пятых приводят в неформальную группу неудачи в учебе, конфликтные отношения с одноклассниками, учителями и родителями. Отечественный педагог С. Т. Шацкий (1878-1934 гг.), описывая объединения «уличных мальчишек», говорил, что эти объединения «хороши тем, что они свободны, подвижны, находятся в близком соприкосновении с жизнью и разнообразны». Такие группы предоставляют молодым людям возможность быть вместе, общаться, принадлежать к объединению, где им гарантирована психологическая, моральная, физическая защита.

Неформальные группы, возникающие вне школы, отличаются от ученических групп склонностью к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего от родителей и учителей.
По характеру социальной направленности выделяют три типа неформальных молодежных групп:
1) просоциальные, или социально положительные;
2) асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;
3) антисоциальные, или социально отрицательные, преступные, группы.

Примером просоциальных групп являются самодеятельные неформальные группы молодежи, которые имеют социально значимые цели, задачи, программу действия, например экологические, культурологические, охранно-исторические, спортивные объединения, группы социальной поддержки (например, инвалидов), клубы знатоков типа «Что? Где? Когда?» и др.
Второй тип групп представляют неформальные молодежные объединения , где объединяющим стержнем являются своеобразный образ жизни, собственные нормы. Такие объединения строятся на отрицании общепринятой морали, противопоставлении ей групповых ценностей. К примеру, панки допускают циничное отношение к девушкам, пренебрежительное отношение к закону, снижение ценности собственной жизни; рокеры во время групповых ночных выездов на мотоциклах нарушают не только покой спящих граждан, но и правила дорожного движения; спортивные фанаты нередко готовы вступить в драку с болельщиками другой команды. В асоциальные дворовые группы собираются часто «трудные», находящиеся в изоляции от семьи и школы подростки и юноши. Некоторые из них объединяются после ухода из дома в группы бродяг и попрошаек .
Изолированность асоциальных групп, их собственные узкогрупповые ценности создают серьезные предпосылки для криминализации молодых людей и их перехода в антисоциальные группы.

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ

Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами .
Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.
Во всех неформальных подростковых группах достаточно четко прослеживаются лидерские процессы. Авторитет лидера держится на уважении к опытности, «бывалости», волевых качествах, а зачастую и физической силе. Изолированные от внешнего мира группы с узкогрупповыми ценностями легко подвержены негативному влиянию лидеров из числа бывших преступников. Они увлекают ложной романтикой преступного мира, чувством вседозволенности и легкого отношения к моральным ценностям, закону, жизни.
Влияние опытных преступников является одним из путей криминализации подростковых и молодежных групп.
Другой путь - без непосредственного влияния опытных преступников, вследствие внутренних социально-психологических механизмов и закономерностей развития группы. Рассмотрим некоторые из них.
В первую очередь отметим, что условия неформальной молодежной группы усиливают проявление конформности. Чем с большей готовностью члены группы отдают себя в ее распоряжение и чем большее удовлетворение приносит им их единение с другими, тем выраженнее становится конформное поведение. (Вспомните, что это такое и в связи с какими явлениями групповой активности вы его изучали.) Помимо этого, в группе действует еще один механизм влияния - социальное «заражение», проявляющееся как подпитываемое окружающими возбуждение, утрата сдерживающих механизмов. Трудно представить себе любителя рок-музыки, который кричит в одиночку во время концерта для небольшого количества зрителей, но никого не удивит орущая группа на гала-концерте. Путем социального «заражения» группы усиливают и агрессивные склонности отдельных людей, приводят в действие механизмы деиндивидуализации - утраты человеком собственного «я». Так, например, один из рокеров заявляет: «Мы не люди, мы звери на мотоциклах. Мы любим быструю езду и девочек. Больше ничего».
Различение «мы» - «они», о котором мы говорили как об одном из важных признаков группы, в криминогенных группах начинает заменяться противопоставлением «свои»- «чужие». Если ты «свой», то во всем должен походить на «своих»: в одежде, стиле поведения, нравственных принципах. Подражание (а это тоже результат группового влияния) в молодежных группах нередко принимает характер эпидемии. Это заметно, к примеру, в увлечении эстрадной музыкой, дискотеками, групповой символикой, музыкальном, спортивном фанатизме.
Из различных фильмов, а может, и из собственного опыта вам известны группы школьников, систематически досаждающие своим более слабым соученикам. В Скандинавских странах таким группам присвоено особое название - «стаи». Феномен «стаи» - заметное явление в неформальных молодежных группах. «Стая» полностью подчиняется вожаку , доверяет его мнению. В «стае» подросток легко идет на правонарушение и даже преступление, о чем свидетельствуют факты группового вандализма, хулиганств и других преступлений. Отмечают, что преступления в «стае» совершаются с особым цинизмом. Включается механизм состязательности: кто изобретет более изощренные методы издевательства над жертвой. Это явление в криминологии называют групповым затмением сознания или групповым «ослеплением».
От конформности в первую очередь страдают более культурные и интеллектуально развитые молодые люди. Чем ниже интеллектуальный уровень неформального сообщества, тем более нетерпимы его члены к индивидуальным различиям. Безнравственные молодые люди стремятся понизить нравственность других в группе до своего уровня. Чем ниже культура подростков и юношей, тем быстрее они сбиваются в «стаю», тем сильнее у них проявляется конформность, тем они агрессивнее относятся к непохожим на себя.

Действие социально-психологических механизмов криминализации усугубляет алкоголь, приводящий к снятию социального контроля, «выключению» осознаваемых регуляторов поведения. Кроме того, возникает дополнительный мотив преступных действий, заключающийся в поисках средств на приобретение спиртного. Таким образом, приобщение к алкоголю заметно повышает криминогенную опасность подростковых и юношеских групп . Более 80% преступлений в нашей стране совершается молодыми людьми в нетрезвом состоянии. А среди осужденных за агрессивные преступления процент совершивших их в нетрезвом состоянии достигает 90%.

АНТИСОЦИАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Термин «антисоциальная субкультура», как правило, употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле под ним понимают все социально-психологические характеристики поведения, противоречащего социальным нормам. В более узком смысле под антисоциальной субкультурой понимают различные проявления преступного образа жизни. К ним относится скрытый, тайный характер; оппозиция существующим в обществе нормам; неприятие социально полезных целей деятельности; наличие аморальных, противоправных групповых норм и санкций. Проявляется антисоциальная субкультура в языке (жаргоне), татуировках, мимике, жестах, кличках, клятвах, а также в четкой статусно-ролевой дифференциации .
Антисоциальные нормы направлены на выделение вожаков и их превосходства, а также на формирование извращенного понимания принципов нравственности, нравственных понятий. Смелость искаженно понимается как риск и бравада, требовательность - как придирчивость, дружба и товарищество - как укрывательство и недоносительство, сострадание - как признак слабости, недостойный настоящего мужчины. Человек перестает быть высшей ценностью, становится средством. Труд перестает быть единственным источником достижения благосостояния и критерием оценки личности. Другие источники и способы приобретения всяческих благ перестают восприниматься как незаконные и безнравственные. Общечеловеческие ценности заменяются ценностями преступного мира, где жизнь - «копейка», труд не котируется, статус зависит не от уровня образования и знаний, а от соблюдения правил и законов антисоциальной группы.
Особый феномен антисоциальной субкультуры - круговая порука, предполагающая взаимное укрывательство, выручку в неблаговидных делах. Самым большим «проступком» считается честное признание и выдача соучастников на суде или в комиссии по делам несовершеннолетних, нежелание взять всю вину на себя и выгородить вожака. Совершившие такой «проступок» подвергаются унижениям и нередко становятся объектом насилия. Под воздействием круговой поруки несовершеннолетние правонарушители и молодежь зачастую демонстрируют «несгибаемость» на суде, чем пользуются более опытные преступники, уходя от ответственности.
Антисоциальная субкультура имеет свою материальную основу в виде «общего котла». «Общий котел» был широко распространен в дореволюционных царских тюрьмах, с его помощью заключенные сообща питались, распределяли между собой вещи. В современных условиях на основе «общего котла» происходит сплочение правонарушителей. Стремление группы пополнить «общий котел» толкает ее на правонарушения, вымогательства и поборы с людей, не входящих в данную группу. Принципы распределения из «общего котла» отражают права на материальные блага в соответствии с занимаемым в группе статусом.
Один из элементов отношений в антисоциальной субкультуре - постановка должника на «счетчик». «Счетчик» включается, когда «должник» имеет фактический или мнимый долг, который не может отдать. Отдавая «долг», он выключает «счетчик». Фактический долг создается «в открытую», путем одалживания определенной суммы денег или какой-то вещи, и «втемную», путем угощения алкогольными напитками, наркотиком, сигаретой, деликатесами и т. д. Например, кредитор угощал подростка на дискотеке сигаретами, а через несколько дней объявил: «Верни долг за сигареты». При этом размер долга он определил из своих соображений, а не на основе реальной цены сигарет. «Если сегодня не отдашь, я включаю «счетчик». Завтра отдашь двойную сумму. И каждый просроченный день сумма будет удваиваться». Так должник попадает в зависимость. Мнимый долг возникает при внутригрупповых поборах. Например, высокостатусный член группы может обложить «алкогольным», «праздничным», «дискотечным» налогом низкостатусных. Если кто-то не заплатил, на него включается «счетчик». При расправах с теми, кто не заплатил по «счетчику», подростки и юноши часто бывают более изобретательны, чем взрослые преступники.
В антисоциальной субкультуре новички всегда воспринимаются как «чужие». «Своими» они становятся по прошествии испытательного срока . Система отношений к новичкам в антисоциальной субкультуре называется «дедовщиной».
Под «дедовщиной» понимается система неформальных правил вхождения в новое сообщество, определения статуса, прав и обязанностей, движения от сверхобязанностей к сверхправам. Законодатели этих норм - старожилы, или «деды». Отсюда и название данного явления.
История «дедовщины» уходит во времена Петра I, когда по воинскому уставу к каждому новобранцу прикреплялся опытный старослужащий наставник - «дядька». На него возлагалась ответственность за подготовку новобранца к бою. За это новобранец должен был обслуживать «дядьку» - чистить его оружие, стирать обмундирование.
Со временем «дедовщина» приняла негативную окраску. Ее признаки заметны в описаниях казарм царских военных училищ, кадетских корпусов. Она обнаружила себя в особой форме группового давления на новичка везде, где имелась закрытая или полузакрытая общность людей, был казарменный тип проживания: в интернатах, спецучреждениях для несовершеннолетних преступников, армейских подразделениях. В любой закрытой или полузакрытой группе «дедовщина» является серьезной проблемой.
В некоторых военных академиях США «дедовщина» фактически узаконена - кадеты младших курсов обязаны безоговорочно выполнять любые приказы старшекурсников. В современной российской армии она порой принимает изощренные формы и превращается в жестокое попрание прав человека. В армии «дедовщина» сводится к неформальной иерархии военнослужащих в зависимости от срока службы, с соответствующим набором прав и обязанностей для каждой категории. Психологической основой «дедовщины» является разностатусное положение в группе «новичков» и «дедов».
В докладе международной организации Human Rights Watch о положении дел в российской армии, опубликованном в 2004 г., приводятся слова одного из «дедов»: «Когда мы прибыли сюда в качестве новобранцев, никто нас не жалел, мы были рабами для дедов, нас били больше, чем сегодняшних новичков... И мы не жаловались, мы не убегали, мы потом подружились с дедами. Теперь наша очередь». Действует правило: «Я обращаюсь с ближним так, как обращались со мной». Унижая новичков, «деды» изживают прошлое собственное унижение.
«Дедовщина» противоречит российским и международным законам. Многие факты ее проявления становятся предметом рассмотрения в суде. Меры по борьбе с ее проявлениями принимаются органами военного управления, командирами частей, военной прокуратурой РФ. Организовываются телефоны доверия, консультационные пункты, проверки воинских частей, налаживается взаимодействие с общественными организациями.

КРИМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Среди носителей антисоциальной субкультуры особой опасностью отличаются криминальные группы . Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Их отличают противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Поэтому такие группы называют еще и преступными группами.
Преступление как юридический факт - это действия, которые содержат состав преступления и признаны таковыми в судебной порядке. Преступность и преступление как проявления отклоняющегося поведения вы еще будете изучать в курсе 11 класса . Сейчас мы касаемся преступления только в свете деятельности преступных групп и обращаем внимание на социально-психологические аспекты этого явления. С точки зрения психологии преступление - это факт, который характеризуется чувством вины, ответственности независимо от того, дана ли этому событию юридическая оценка. В этом смысле говорить о преступлении можно с позиций русского писателя Ф. М. Достоевского (1821-1881 гг.) и его известного произведения: преступление - это конфликтный способ удовлетворения потребностей, достижения целей .
Возникновение преступной группы можно отчасти рассматривать как явление стихийное. Преступные группы образуют, как правило, люди без определенных занятий, которые нигде не работают и не учатся: хулиганы, насильники, воры, наркоманы, бродяги, которые совершают различные преступления с целью удовлетворения личных интересов и потребностей.
Постепенно преступная группа переходит к более сложным организованным группам и наиболее опасной форме соучастия - преступным сообществам, основными признаками которых являются сплоченность и целевая установка на совершение особо тяжких преступлений, наличие сложных организационно-иерархических связей с тщательной конспирацией, системой защитных мер, внутренней контрразведкой, охранниками, боевиками и т. д. Организованные преступные группы имеют коллегиальный орган руководства, информационную базу, устав в виде перечня неформальных норм, традиций, законов, санкций.
Исследователи преступных групп выделяют в их структуре «внутренний круг», состоящий из ядра, куда входят главарь-лидер и его ближайшие помощники, а также «внешнее кольцо», состоящее из рядовых членов, или «попутчиков». В группах всегда имеет место жесткая зависимость членов друг от друга. Руководят преступными группами лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Своим стилем лидерства они превращают других членов группы в марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие, а нередко и права выхода из группы. Очевидна роль лидера как своеобразного «детонатора», запускающего весь механизм формирования преступной группы. Он определяет ее «специализацию», масштабы преступной деятельности, характер внутригрупповых отношений.
Взрослые, нередко ранее судимые лидеры, вовлекают подростков и юношей в деятельность преступных групп. Ими используются самые разнообразные, иногда весьма ухищренные способы: «выгодные» корыстные предложения, «товарищеские» просьбы и обязательства, льстивые уговоры, советы; постепенное приобщение подростков и юношей к совместным выпивкам, а иногда и к развратным действиям. Могут применяться шантаж, угрозы, обман, а также избиения и истязания.
Чем сложнее преступление, тем дольше оно готовится. Планы преступлений разрабатываются заранее, распределяются роли, подводятся итоги. При совершении преступлений этими группами нередко применяется оружие.
Преступные сообщества трудно обнаружить, так как они способны маскироваться, предпринимать попытки легализации в различных сферах предпринимательства, внедряться в государственные структуры, разрабатывать системы защитных мер.
По данным современных исследователей В. М. Быкова и Л. Н. Иванова (Право и политика.- 2001.- № 1), каждое третье уголовное дело содержит признаки совершения преступления организованной преступной группой.
Разоблачение и последующий приговор суда или решение комиссии по делам несовершеннолетних пресекают преступную деятельность той или иной криминальной группы, но, как правило, не искореняют криминогенную направленность ее членов, а нередко усиливают их склонность к противоправному агрессивному поведению.

1. Почему к выбору группы, участником которой вы собираетесь стать и которая будет оказывать на вас влияние, следует подходить мудро и осознанно?
2. С помощью убедительных аргументов подтвердите или опровергните утверждение одного из представителей юридической психологии : «Предоставленные самим себе группы подростков - самый надежный прогностический параметр роста преступности».
3. Замечено, что, когда соседями оказываются два пятнадцатилетних подростка, способные к правонарушениям, они сходятся и творят больше бед, чем каждый мог бы натворить в отдельности. Объясните, почему это происходит.
4. В Швеции давно прекращен выпуск игрушечного оружия - пистолетов, автоматов, танков и т. п. Средства массовой информации в связи с этим заявляли: «Играть в войну - значит учиться решать все разногласия с помощью насилия». Привлекая свой личный социальный опыт и знания курса, сформулируйте и обоснуйте собственное мнение по поводу подобной инициативы.
5. Выскажите и аргументируйте свое отношение к утверждению одного из исследователей: «Убийство человека в будущем будет считаться таким же отвратительным деянием, каким сегодня считается каннибализм ».

Поработайте с источником

Приводится фрагмент из книги современного российского социального психолога И. П. Башкатова, долгое время изучавшего асоциальные и криминальные группы подростков и молодежи.

<...> Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности. Все будет зависеть от лидера, степени его социальной и педагогической запущенности, от его взглядов на жизнь, от строящихся взаимоотношений с членами группы и педагогами. Кроме лидера, в группе выделяются лица, занимающие вторые и третьи места. Распределяются они по степени авторитетности . И если вторых и третьих номеров в группе может быть несколько, то лидер только один. Эту стратификацию ролей и позиций никто не производит. Зависит она от индивидуальных качеств подростка, с одной стороны, и социально-психологических особенностей группы, уровня ее развития - с другой. От этих причин зависит самоутверждение личности подростка в группе, которое выражается в том, что он стремится занять положение, обеспечивающее ему уважение, признание, помощь, поддержку. «Отверженность» отдельных членов группы носит стойкий характер. Они являются предметом насмешек, порой издевательств. В группе они чаще всего выступают в роли «шута», «козла отпущения» и находятся в постоянной зависимости от наиболее популярных членов. Лидеры могут использовать их в своих корыстных целях: заставляют украсть что-либо, выполнить унизительное поручение и т. д. Их отвержение происходит в силу их личных качеств, физической или психической неполноценности. При прямом или косвенном подстрекательстве лидеров «отверженные» могут провоцировать различные эксцессы и правонарушения, незаконные действия со стороны других лиц.

Перед началом продвижения Вконтакте Вам необходимо создать сообщество, посвященное тематике Вашего бизнеса. В социальной сети Вконтакте есть два варианта сообщества – группа и публичная страница(или паблик). Многих, кто начинает продвижение Вконтакте, интересует вопрос, чем отличается группа от паблика, в чем их разница для продвижения.
На самом деле, различий не так уж и много, но они есть. В частности, в группе у Вас есть возможность красиво оформить стартовую страницу с помощью Вики-разметки, т.е. создать красивое меню (пример смотрите ниже), а также создавать внутренние страницы, на которые будут вести ссылки с меню.

В паблике такой возможности у Вас не будет.
Также, если Вы выбрали группу, то участники Вашего сообщества будут иметь возможность публиковать сообщения на стене сообщества. Разумеется, Вы можете в любой момент закрыть или ограничить доступ к Стене. Т.е главное преимущество в том, что Вы можете управлять Стеной так, как Вам удобно. Что касается публичной страницы, то тут участники сообщества, которых в данном случае правильнее называть подписчиками, не имеют возможности публиковать посты от себя на стене сообщества, и эта опция не может быть им доступна ни при каких настройках.
Однако у публичной страницы есть и свои преимущества. Во-первых, это несущественное, казалось бы, отличие, которое, тем не менее, оказывает значительное влияние на процесс набора участников сообщества. А именно – для того, чтобы вступить в паблик, участнику нужно нажать кнопку «Подписаться», а для группы – «Вступить в группу». По наблюдениям, пользователи гораздо охотнее кликают на «Подписаться», потому что выражение «Вступить в группу» как бы накладывает определенные обязательства.
Кроме того, возможно Вы замечали, что у каждого зарегистрированного пользователя Вконтакте в левом сайдбаре есть блок «Интересные страницы», в котором отображаются пять наиболее посещаемых публичных страниц. В этот блок могут попасть паблики, но не группы, т.е. это как бы дополнительная реклама публичных страниц на страницах пользователей.


В целом группу рекомендуется использовать, если Вы хотите создать сообщество по интересам, замаскировав, таким образом, Ваш истинный мотив — продажи. Публичную же страницу рекомендуется заводить, если Вы хотите целенаправленно развивать страницу бренда и будете вести сообщество от имени бренда или же делаете Интернет-журнал.
Допустим, Вы определились с типом сообщества. Что же делать дальше? Далее необходимо создать концепцию контента. Т.е. Вам необходимо определиться какой контент и с какой частотой будет публиковаться. Тут, опять-таки, все зависит от типа Вашего бизнеса и целей.
Что касается частоты публикаций, то для Интернет-магазина, к примеру, достаточно будет 2-4 поста в день, а для Интернет-журнала это количество должно быть больше – от 5-10 в день.
Что касается структуры контента то, если Вы строите страницу, которая должна продавать, это могут быть новости компании, полезные советы и материалы по Вашей тематике, развлекательный контент, посты ориентированные на продажу. Главное, что Вы должны усвоить, это то, что нельзя переспамливать Ваше сообщество одними товарными предложениями с целью что-то продать или же новостями компании. Такой контент должен составлять не более 30% в общей структуре, иначе люди не будут вступать в Ваше сообщество, им не будет интересно. Ваше сообщество, должно, в первую очередь, быть полезным для его участников.
На основе концепции контента Вы должны регулярно формировать контент-план. По-хорошему, публикации должны быть запланированы заранее, потому что если Вы не будете этого делать, то, скорее всего, будете забывать о том, что нужно обновить информацию в группе или паблике и, как следствие, Ваше сообщество не будет развиваться.
Следующая задача, после того, как сообщество создано и наполняется контентом, это – привлечение участников. Первое, что можно сделать, это разослать приглашения своим друзьям, тем, кому, по Вашему мнению, это могло бы быть интересно. Можно подкрепить свое приглашение личным сообщением с пояснением, о чем группа и почему Вы рекомендуете ее человеку.

Правда, скорее всего, количество участников после рассылки приглашений друзьям не будет станет сразу достаточно большим, разве что у Вас очень много друзей или контент, который Вы публикуете, имеет высокий вирусный потенциал.
Поэтому для того, чтобы набрать участников и оживить группу, можно использовать полезные программы для раскрутки Вконтакте — Викинг Ботовод , Викинг Инвайтер и Викинг Тролль . Однако, стоит иметь в виду, что эти программы рекомендуется использовать исключительно для того, чтобы оживить группу, дать ей старт Это делается для того, чтобы люди, которые будут заходить в сообщество, видели, что в нем есть учасники(для начала достаточно будет нескольких сотен) и определенная активность. После того, как Вы покажете эту активность у себя в сообществе, нужно будет приступать к привлечению реальных фанов, которые заинтересованы в тематике Вашего сообщества, с помощью рекламы и различных активностей. Однако об этих активностях, я напишу позже в следующих постах.
Что ж, если Вы хотите продвигать свое сообщество Вконтакте самостоятельно — советую Вам воспользоваться рекомендациями данной статьи и попробовать. Выберите тип сообщества, создайте и оформите его, привлеките первых фанов, и конечно же, не забудьте поделится в комментариях своими результатами или задать вопрос 🙂
Если же Вам нужно профессиональное продвижение Вконтакте, Вы можете оставить заявку через . Я обязательно свяжусь с Вами и предложу оптимальный вариант продвижения Вашего бизнеса в этой социальной сети.

Почему создаются проектные группы? В чем они эффективнее простых отделов?

Создание проектных групп характерно для тех компаний, которые находятся в стадии изменений. Проектной деятельности становится много, и тогда имеет смысл выделять это в отдельные структурные подразделения, привлекать дополнительный персонал.

Существует и ряд других причин. Либо это абсолютно новая для компании деятельность, и ее невозможно осуществить без помощи внешних специалистов.

Либо это функциональная задача, в которую вовлекаются сотрудники из разных структур и подразделений. Либо это проект, имеющий ограниченные сроки и конкретный результат.

Решить все эти задачи в рамках существующих отделов обычно сложнее, чем в рамках проектной группы. Поскольку в отделах всегда есть текущая операционная деятельность, проект является для них побочным продуктом и осуществляется недостаточно качественно.

А ведь проекты для компании - это прорыв, инновация, шаг вперед в плане развития, обогащения, изменения текущих бизнес-процессов. Поэтому, когда возникают такие задачи, компания начинает думать о том, что необходимо создание проектной группы.

Как создаются проектные группы? По каким критериям происходит подбор персонала?

Если проектов мало или они краткосрочны - сотрудника, который бы с ними справился, начинают искать внутри компании. Плюс в том, что он уже находится в структуре - для работы в проекте ему необходимо ознакомиться с основами управления проектами, что можно сделать, лишь прочитав дополнительную литературу.

Основное качество, которым должен обладать сотрудник, вовлеченный в проектную деятельность, - это нацеленность на результат. Для проектов хороши те, кто видит цель, всегда имеет несколько вариантов решения проблемных ситуаций, а еще лучше, если они могут эти проблемы заранее предвидеть. Причем не только свои, но и проблемы других вовлеченных в проект сотрудников, поскольку риски существуют всегда, у любого проекта.

Вообще, успешность любой компании на 90% зависит от людей. Да, наличие бюджета, ресурсов - это хорошо, они облегчают жизнь. Но зачастую лучшие результаты достигаются там, где в первую очередь есть отличная команда. Люди находят варианты для того, чтобы с минимальными затратами достичь желаемого результата. Поэтому правильно подобранные сотрудники могут не только выполнить проект в срок, но и сделать его неожиданно дешевле, чем было заложено.

Участники проектной группы: свои или чужие?

Иногда проектная деятельность имеет такую тенденцию: внешне красиво, а внутрь лучше не заглядывать. Проектная группа, работающая не на себя, в некоторых ситуациях склонна пойти путем наименьшего сопротивления. Они могут обнаружить проблему, которую нужно решить во время проекта, прикинуть необходимость дополнительных затрат, продления сроков и махнуть на эту проблему рукой. Именно поэтому внутренние проектные команды гораздо успешнее, чем сторонние. Поскольку приходящие со стороны люди не вовлечены в деятельность компании, они контрактники, их задача - сделать работу и получить гонорар, они могут не знать чего-то, что для компании очевидно. Например, наша компания должна была открыть выделенное подразделение маркетинга и продаж, причем в условиях ограниченных сроков на реализацию проекта. Я не могла привлечь со стороны людей, которые будут организовывать бизнес-процессы, потому что внешняя команда долгое время потратила бы на то, чтобы вникнуть в суть бизнеса и его особенности. В итоге данный проект делали внутренние сотрудники компании, и он оказался успешным. И по срокам, и по затратам он соответствовал нашим ожиданиям.

Кто должен возглавлять проектную группу?

Лучшие руководители проектов - те, для кого проектная деятельность является основной, они несут полную ответственность за результат, не отвлекаясь на оперативную деятельность. Однако не всегда компания может сделать проект отдельным направлением и не всегда видит в этом смысл. А потому часто проекты возглавляют руководители структурных подразделений дополнительно к своей оперативной работе. Это, как правило, усложняет ход проекта, потому что, во-первых, у них есть свои цели и задачи в структурном подразделении; во-вторых, как управленцы они могут недостаточно хорошо разбираться в сути проекта; в-третьих, для них может оказаться сложным создавать план проекта, отслеживать его критические пути, оценивать эффективность на каждой стадии с точки зрения затрат бюджета и времени. Если у компании всего один проект, то выделять под это отдельную команду, привлекать человека с рынка или изнутри, наделять его полномочиями проектного менеджера, помогать осваивать сложную культуру управления проектами - достаточно затратно как по времени, так и материально.

Только на создание этой группы с привлечением внешнего ресурса может уйти времени больше, чем при реализации проекта в рамках обычных структурных подразделений.

Хорошо, если у компании есть лидер, который может взять на себя роль руководителя проекта. Им может стать, например, исполнительный или операционный директор. Имея высокий ранг, он в состоянии контролировать ход работ этого проекта и обеспечивать его выполнение в рамках функциональных подразделений. Вообще, статус сотрудника (и формальный и неформальный), который является руководителем проектной группы, имеет большое значение.

Поскольку в России вся деятельность строится на коммуникациях и личностных отношениях. Таков российский менталитет: для нас сказанное слово чаще имеет большее значение, нежели то, что написано в должностной инструкции или регламенте.

Часто проекты осуществляются за рамками рабочего дня, что требует от сотрудников дополнительных затрат времени, усилий. Именно поэтому задача любого руководителя проекта состоит в том, чтобы вовлечь участников. Не заставить, а именно вовлечь, чтобы они ощущали значимость и важность этой деятельности, понимали, для чего она делается в компании. Руководитель должен понимать и чувствовать, какая мотивация необходима для каждого конкретного человека, с которым он работает. Для одних сотрудников важна мотивация достижения, для других - это деньги, для третьих - интерес к задачам, и все эти мотивы можно удовлетворить в проектной деятельности.

Насколько в этих случаях важен бренд компании?

Бренд оказывает влияние тогда, когда человек устраивается в компанию. А дальше важно, насколько бренд компании соответствует тому, что сотрудник увидит внутри.

Насколько охотно работает за идею сотрудник, которого привлекли на временный проект?

Все зависит от корпоративной культуры компании. Люди действительно могут приходить на работу потому, что им там интересно. Зарплата и удобное территориальное расположение офиса у них на втором месте. В таких компаниях люди работают, потому что понимают: они могут быть частью чего-то, что активно растет и развивается. Поэтому проектная деятельность может существовать на голом энтузиазме. Однако лучше, когда люди осознают, что у них есть конкретная цель и по результатам выполнения этого проекта (с соблюдением бюджета и сроков) они получат дополнительную мотивацию.

В этом случае человек понимает, за что он перерабатывает, для чего прикладывает дополнительные усилия. Поощрение в виде благодарности не менее важно, и, мне кажется, недооценивать это нельзя.

Почему некоторые проектные группы не столь успешны?

Причин может быть очень много. Надо понимать, что это изначально был за проект, насколько его задачи были реализуемы, насколько интересен он был для компании. Можно прекрасный проект задумать и с энтузиазмом отслеживать, что происходит, а потом потерять к нему интерес - в этом случае проект можно считать умершим. Хорошо, если менеджер доведет его до конца просто в силу своей заинтересованности, но это все равно будет уже не тот проект.

Проектная группа может быть сформирована напрасно, поскольку все задачи можно было выполнить как текущие, в рамках структурных подразделений.

С каким бы умом мы ни подбирали людей - никто не застрахован от ошибок. Сотрудник, попавший в несвойственную для него среду, может проявить себя совершенно иным образом. Даже если его взяли в проект из отдела, где он был успешен. Поскольку проектная деятельность устроена иначе и требует многих дополнительных навыков. Если конкретный человек не справляется, то причина может быть в том, что он находится не на своем месте. Один неверно подобранный человек может развалить всю проектную команду.

В ходе выполнения проекта может оказаться, что его выполнение требует от компании значительных изменений, к которым она не готова. В этом случае невозможен и успех проектной группы.

Кроме того, ошибки могут возникнуть при планировании бюджета, при разработке концепции, определении сроков, неправильной постановке задачи работникам.

Существуют ли для участников проектной группы какие-то наказания?

Если работники сорвали сроки, превысили бюджет, не выполнили условия - наказания могут быть выражены в разной форме. Например, отсутствие позитивной обратной связи от коллег и руководства является достаточно мощным стимулом для людей, которые заинтересованы в своей деятельности. Помимо этого, работнику могут сказать о том, что он неуспешен. Понимание того, что твоей работой недовольны, в достаточной степени наказывает тех, кто ориентирован на достижение результата.

Какова судьба участников проекта после его окончания?

Если проектная деятельность в компании является постоянной, то для людей это прекрасный шанс вертикального продвижения, вовлечения в следующие проекты, получения возможности функционального развития. Бывает и так, что проект краткосрочный, и после него человек возвращается к текущей деятельности. И тут возможны варианты.

1. Сотруднику нравится его основная работа, и он спокойно к ней вернулся, довольный приобретенным дополнительным опытом.

2. После проектного драйва некоторым сотрудникам становится неожиданно скучно на текущей работе. Они начинают искать этот драйв на стороне, желая уйти туда, где этот ритм проекта будет нормой. Зачастую этими сотрудниками оказываются лучшие люди компании. Они чувствуют, что способны на гораздо большее.

Если руководство в данный момент не может предложить им ничего более интересного, то вероятность их ухода становится выше.

От чего зависит успешность проектной группы?

Успешность зависит от интереса компании к конкретному проекту и людей, которые вовлечены в этот проект. Если эти два фактора в порядке, то все остальные препятствия вполне преодолимы.

* Арина Бондаренко, директор по персоналу по Восточной Европе компании FleetCor.

Беседовала Ольга Абакумова, [email protected]

Исследования в области социальной психологии и поведения потребителей регулярно обнаруживают многочисленные доказательства того, что решения и мнения индивидуума в группе зависят от решений и мнений других ее членов, так что сдвиги в решениях и суждениях неизбежны.

Например, классический эксперимент Соломона Аша с оценкой длины линии выявил высокий уровень социального конформизма человека в группе, несмотря на то что задачу сложно решить неправильно:

Подобные сдвиги во мнениях и решениях можно объяснить соблюдением норм (нормативное влияние общества) или действием убедительных аргументов (информационное влияние общества). Идея нормативного и информационного влияния общества стала основополагающей в исследованиях подобного жанра. Предполагается, что нормативное влияние определяет поведение в ситуациях вроде выбора блюда в ресторане, а информационное — диктует решения интеллектуальных задач, для которых есть правильный ответ.

Как выбор одного человека влияет на выбор другого? Есть ли разница между тем, какое решение человек принимает в одиночестве и в группе? Из этой статьи вы узнаете о том, почему выбор индивидуума в группе может отличаться от выбора в других обстоятельствах.

Индивидуальность или...?

Большинство экспериментов показывает, что конечный результат влияния группы — сближение точек зрения. Некоторые исследователи считают его причиной сходство между целями индивидуума и группы. Их взаимодействие амбивалентно: и индивидуум, и группа осознают, что для достижения общей цели они взаимозависимы, и эта взаимозависимость создает конфликт, требующий найти компромисс. Другие исследователи утверждают, что цели индивидуума и группы заметно отличаются, и именно разница между целями важна для выбора в группе. Они часто концентрируются на ситуациях, в которых группе необходимо сделать общий вывод из суммы мнений всех участников. Пример — вынесение присяжными вердикта, когда группа приходит к общему мнению, несмотря на разные точки зрения. Исследования подтверждают эту идею: при достижении общего решения учитывается благополучие других.

Для большей наглядности рассмотрим случай, реально произошедший в одном из ресторанов. Один посетитель выбирал, что заказать: гренки или блины. Он еще не пробовал в этом ресторане ни того, ни другого — при этом и то, и другое выглядело аппетитно. Тем временем спутник этого посетителя заказал блины, и посетитель сразу остановился на гренках.

Эта история выявляет несколько тонких, но важных отличий между ужином в ресторане и традиционным исследованием на тему влияния группы. Во-первых, результат процесса принятия решения в этом примере показывает, что «решение группы» — это лишь последовательность индивидуальных выборов. Во-вторых, никто не манипулировал группой, чтобы проверить ее влияние на индивидуума, как бывает в исследованиях на эту тему. Это естественная ситуация, где многочисленные, взаимозависимые индивидуальные решения принимаются в среде, одинаково влияющей на выбор каждого члена группы. Она позволяет изучить влияние ограничений, накладываемых группой, на динамику процесса принятия решения.

Два класса целей, наиболее подходящие к этому случаю, — это индивидуальные цели и индивидуально-групповые цели. Индивидуальные цели — это цели индивидуума, независимые от присутствия других (например, следование собственному вкусу), а индивидуально-групповые цели — это цели, обусловленные выбором, сделанным другими членами группы, или появляющиеся только в контексте группы (например, желание заинтересовать и продемонстрировать свою уникальность).

Эти два класса целей создают интересные ситуации, потому что в контексте группы (или по случайности) они иногда противоречат друг другу. Например, выбрав свой любимый десерт в ресторане, человек может показаться банальным, если большая часть группы заказала такой же десерт. Возможно, потребители улаживают этот конфликт, оценивая важность каждой цели, уравновешивая их и находя компромисс. Так, потребитель может пренебречь собственными предпочтениями и выбрать десерт, позволяющий ему выглядеть оригинальным. На уровне группы получается две модели выбора: стремление к единству или к вариативности.

Разговор о классах целей имеет смысл, поскольку важность определенного класса часто обусловлена средой, в которой принимается решение. Однако «класс целей» — это не более чем обобщенное название категории целей, не позволяющей строить предположения о том, к каким последствиям приведет выбор. Так, цели можно разделить на три типа, важных для понимания противоречий между целями индивидуума и группы:

1. Утилитарные цели — цели, предполагающие нужду в осязаемой выгоде.
2. Цели познания — цели, предполагающие взаимозависимость членов группы в поисках знаний о мире.
3. Цели идентичности — цели, предполагающие, что индивидуум хочет понять себя и окружающий мир, чтобы сформировать идентичность и позитивное представление о себе.

Эти мотивы прослеживаются и в поведении потребителей, но к ним нужно добавить еще один — избегание раскаяния и потерь. Из следующей части статьи вы узнаете о некоторых основных целях, которых индивидуальные потребители пытаются достичь в контексте группы.

Типы целей потребителей

1. Следование своему вкусу (индивидуальная цель)

Эта цель следует из базовой экономической предпосылки: индивид, независимо от контекста, выберет то, что больше всего соответствует его вкусу — внутренней потребности, свободной от всех внешних факторов. Достижение этой цели требует принимать одинаковые решения как в одиночестве, так и в группе. Однако группа все равно может повлиять на индивида, следующего собственному вкусу, если общество оказывает информационное влияние. Единство группы может быть достигнуто, если у участников группы похожие вкусы. Напротив, вариативность возникнет, если вкусы у всех разные.

2. Избегание раскаяния и потерь (индивидуально-групповая цель)

Вряд ли вы захотите заказать невкусное блюдо для того, чтобы просто отличаться от вашего спутника. В ситуации небольшого выбора оба человека могут чувствовать себя обязанными заказать одно и то же блюдо, чтобы избежать раскаяния. Избегание потерь обычно способствует единству группы.

3. Сбор информации (индивидуально-групповая цель)

Выбор потребителя может быть и попыткой получить информацию о том, какой из похожих вариантов лучше предпочесть в будущем. Это обычно считается проявлением желания индивидуумов узнать собственные предпочтения или снизить риск изменений вкуса в будущем. В группе индивидуумы тоже могут выбирать разные варианты, чтобы получить больше информации, взаимодействуя с другими членами группы. В процессе потребления или после люди делятся между собой впечатлениями как вербально, так и при помощи мимики. Исследования показывают, что в подобных ситуациях вариативность возникает, даже если делиться мнениями нельзя.

4. Самопрезентация (индивидуально-групповая цель)

Хорошо известно, что люди выбирают продукты таким образом, чтобы . Последовательный выбор в группе предоставляет идеальную возможность для этого, и, согласно многим работам по социальной психологии, подобные ситуации характеризуются единством группы. Однако некоторые исследователи считают, что члены группы выбирают нечто уникальное, чтобы показать себя в хорошем свете: индивидуумы стремятся выделиться, потому что ожидают, что в результате к ним будут относиться лучше.

В зависимости от того, какое впечатление хочет произвести индивидуум, цель самопрезентации может привести и к единству группы, и к вариативности. Если, выбирая то же самое, что и остальные члены группы, человек предстает в выгодном свете, будет достигнуто единство группы, а если человек ожидает, что покажется лучше, сделав необычный выбор, возникнет вариативность.

Черты характера, связанные с самопрезентацией, тоже создают единство группы или вариативность в ней. Индивиды, стремящиеся к уникальности, вероятнее всего, выберут то, чего еще никто не выбирал, увеличивая вариативность.

Это четыре типа целей, преследуемых индивидуумами, делающими выбор в контексте группы. Задача этой статьи — изучить процесс уравновешивания целей и его влияние на выбор потребителя в контексте группы, причем уравновешивание целей — это точка отсчета, необходимая для понимания компромисса, присутствующего в каждом таком решении. Далее в этой статье вы ознакомитесь с тремя экспериментами на тему последовательного выбора в группах.

Эксперимент №1. Обед

Главная цель первого эксперимента — удостовериться в том, что процесс уравновешивания целей значительно ограничивает выбор, а также узнать, между какими классами целей ищется компромисс. Если группа не оказывает никакого влияния на индивидуума, то следование собственному вкусу (индивидуальная цель) важнее всего остального, и ограничения, накладываемые уравновешиванием целей, несущественны. Если все члены группы выберут одно и то же, то главными целями индивидуума в группе будут избегание потерь и, возможно, самопрезентация. Вариативность будет означать, что люди нашли компромисс между следованием своему вкусу и избеганием потерь, с одной стороны, и сбором информации и уникальностью как формой позитивной самопрезентации, с другой.

Чтобы увидеть, как группа влияет на решения индивидуума, были собраны данные о том, как люди заказывали на обед в популярном китайском ресторане в Дареме, городе на юго-востоке Северной Каролины. В течение шести недель менеджер ресторана, ничего не знавший о гипотезах исследователей, собирал для них данные. Исследователи проанализировали заказы со всех столов, за которыми обедало больше одного человека. Заказы были сходных размеров и стоимости и, в отличие от обычной практики китайских ресторанов, были разделены на индивидуальные порции. Меню ресторана насчитывало 25 вариантов обеда, не считая супов и закусок. За шесть недель были собраны заказы с 814 столов, в сумме 2 202 обеда.

В исследовании влияния группы на выбор индивидуума можно использовать две точки отсчета для сравнения. Первая — заказы потребителей, обедающих в одиночестве, такой способ сравнения исследователи не стали использовать, потому что предпочтения таких людей могут отличаться от предпочтений тех, кто обедает в компании. Вместо этого исследователи сконструировали фиктивные столы: они случайным образом соединили заказы индивидуумов из настоящих групп, чтобы получились столы с таким же количеством заказов, и сравнили уровень вариативности в фиктивных и настоящих группах.

Исследователи вывели индекс вариативности, или V, вычисляемый по следующей формуле:

Индекс вариативности (V) = количество вариантов, выбранных за столом - 1/ количество человек за столом - 1

По определению, индекс может быть равен нулю или единице. Он равен нулю, когда все блюда в заказе одинаковые, и единице, если все они разные. Например, если за столом обедало три человека и все трое заказали разное, V будет равен 2/2 = 1; если двое из троих выбрали одно и то же, V будет равен 1/2 = 0,5; наконец, если все трое выбрали одно и то же, V будет равен 0/2 = 0. Уравновешивание целей проявится, если окажется, что контекст группы действительно повлиял на значение V; более высокий или более низкий уровень V в настоящих группах говорит о том, что результат уравновешивания целей — это вариативность или единство группы, соответственно.

Исследование заключалось в сравнении между собой заказов с настоящих столов с заказами с фиктивных. Было сделано два важных вывода:

  1. Во-первых, контекст группы заметно влияет на выбор индивидуума. Исследователи предполагают, что это значит, что индивидуально-групповые цели ограничивают выбор, и люди перестают просто следовать собственному вкусу.
  2. Во-вторых, под влиянием группы вариативность увеличивается. Индекс вариативности у всех фиктивных столов был ниже, чем у настоящих.

Стоит отметить, что выбранный ресторан был достаточно популярен, так что у его посетителей, вероятно, были любимые блюда, которые они могли заказывать независимо от выбора остальных участников группы. С другой стороны, общий уровень вариативности выглядел даже слишком высоким, потому что в меню было 25 вариантов заказа, так что высокой вариативности следовало ожидать даже без контекста группы (например, за фиктивными столами). Если бы группа никак не влияла на индивидуума, и исходные шансы на то, что он выберет одно из блюд, были одинаковы, 1 к 25, то вероятность того, что оба человека за столом выберут блюдо №1 в меню, составляла бы (1/25)*(1/25) = 0,0016. Вероятность того, что они выберут блюдо №2, тоже составляет (1/25)*(1/25), и так далее для всех остальных блюд. Следовательно, вероятность того, что два человека за столом закажут одно и то же блюдо, составляет 25*[(1/25)*(1/25)] = 1/25 = 0,04. Вероятность высокой вариативности в таких условиях составляет 1 - 0,04 = 0,96. В группах из двух человек, если оба выбирают одно и то же блюдо, минимальный индекс вариативности равен нулю, а если они выбирают разные блюда, максимальный индекс вариативности равен единице. Так что ожидаемый уровень вариативности в группах составлял (0,04*0) + (0,96*1,0) = 0,96.

Обнаруженное влияние группы невелико, но впечатляюще в свете того, как низка вероятность получить такой же эффект случайным образом.

Из полученных данных можно сделать вывод, что контекст группы подталкивает индивидуумов к выбору вариантов, которые повышают вариативность на уровне группы (желание быть «не как все»).

Эксперимент №2. Пиво

Второй эксперимент был разработан с тремя целями:

  1. Воссоздать предыдущий эксперимент в обстановке, которая лучше поддается контролю.
  2. Более тщательно проверить гипотезу о том, что индивидуальный выбор в контексте группы отражает уравновешивание целей, и выяснить, могли ли цели, отличные от следования собственному вкусу (индивидуальная цель), определять выбор, сделанный в группе.
  3. Исключить возможность того, что высокий уровень вариативности, выявленный в предыдущем исследовании, вызван лишь тем, что люди обедали вне дома.

Первое исследование показало, что люди иногда жертвуют следованием собственному вкусу ради других целей, что приводит к вариативности на уровне группы. При этом уровень их удовлетворенности своим выбором зависит от того, на каком месте индивидуум находится в очереди заказывающих. Гипотеза «эффекта поочередного заказа» состоит в том, что первый потребитель в очереди свободен следовать своему вкусу, а выбор остальных ограничен вариантами, повышающими вариативность на уровне группы. Поэтому исследователи ожидали, что первый потребитель в очереди будет доволен своим заказом больше, чем последующие.

Исследователи притворились официантами в баре и сообщили посетителям, что в баре проходит акция: каждый заинтересованный посетитель может бесплатно попробовать четыре унции (120 мл) одного из четырех видов пива. Эксперимент охватил 100 столов, за которыми сидело два и более человек (среднее количество 2,7).

Суть этого эксперимента состояла в использовании двух типов процесса выбора, распределенных между разными столами. Столы были в случайном порядке разделены на две группы (по пятьдесят столов в каждой): коллективную и независимую. В коллективной испытуемым зачитывали описания видов пива и предлагали специальное меню для изучения, а затем одного за другим просили выбрать пиво, которое они хотели бы попробовать. Испытуемым из независимой группы тоже зачитывали описания и давали меню, но сообщали, что по этой акции им нужно сделать выбор, не советуясь со своими спутниками, и отметить выбранное в личном меню. Стоит отметить, что никто из участников исследования в независимой части не возражал против этого условия: оно их скорее повеселило. Исследователи записали, какие виды пива выбрали испытуемые из обеих групп, и в каком порядке они это сделали в коллективной части.

Затем потребителям из обеих групп был предложен краткий опросник, якобы продиктованный желанием владельцев бара выяснить, что покупатели думают об их пиве. Первый вопрос «Понравилось ли Вам пиво?» предполагал оценку от 0 до 10, где 0 означал, что пиво совсем не понравилось, а 10 — что очень понравилось. Второй вопрос «Не жалеете ли вы, что не заказали другой вид пива?» предполагал простой ответ «да» или «нет». Эти вопросы позволили исследователям сравнить степень удовлетворенности и раскаяния и, следовательно, выяснить, ограничен ли выбор индивидуума контекстом группы и жертвуют ли люди индивидуальными целями.

Результаты исследования согласовывались с идеей о поиске компромисса между целями. Во-первых, индекс вариативности в коллективной части (M = 0.843) был значительно выше, чем в независимой (М = 0.46). Задачей этого исследования было не только измерение индекса вариативности, но и проверка влияния повышенной вариативности в группе на уровень удовлетворенности ее участников своим выбором. Гипотеза состояла в том, что потребитель скорее выберет не свое любимое пиво, а то, которое НЕ выбрали другие члены группы . Гипотеза подтвердилась: уровень удовлетворенности в независимой части был гораздо выше, чем в коллективной. Ответы на вопрос о сожалениях, как и ожидалось, коррелировали с уровнем удовлетворенности. Испытуемые из коллективной части раскаивались в своем выборе значительно чаще (38,4%), чем испытуемые из независимой (12,4%).

Гипотеза о поочередном выборе предполагает, что степень удовлетворенности в коллективной группе зависит и от места индивидуума в очереди. Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи записали порядок, в котором люди в коллективной части озвучивали свой выбор. Притворяясь официантами, исследователи в случайном порядке обращались к испытуемым сами, так что те не могли самостоятельно задать себе место в очереди. Предположение исследователей состояло в том, что первый потребитель в очереди свободен следовать своему вкусу, а выбор остальных ограничен вариантами , повышающими вариативность на уровне группы. Эксперимент подтвердил это: степень удовлетворенности у первого потребителя в очереди была значительно выше, чем у остальных. Последующие тесты показали, что первый потребитель в очереди в коллективной части был доволен своим выбором так же, как средний потребитель в независимой. Испытуемые из коллективной части, сделавшие выбор не первыми, были значительно менее довольны своим пивом, чем потребители из независимой части.

Из этих данных можно сделать несколько выводов:

  1. В группе потребители часто жертвуют следованием собственному вкусу: средний уровень удовлетворенности в коллективной группе был ниже, чем в независимой.
  2. Уровень вариативности в группе, обнаруженный в этом эксперименте, подтверждает, что индивидуумы ищут компромиссы между чисто индивидуальными целями и ограничениями, которые накладывают на них индивидуально-групповые цели.
  3. Высокий уровень вариативности говорит о том, что индивидуумы часто жертвуют такими целями, как самопрезентация и избегание потерь.

Эксперимент №3. Вино

Данные, полученные в ходе первых двух исследований, подтверждают, что потребители часто жертвуют такими целями, как следование своему вкусу и избегание потерь ради повышения вариативности в группе. Поиск компромисса между целями приводит к тому, что преследование других целей (сбор информации и самопрезентация в форме уникальности) может аннулировать проблемы, связанные с этими потерями. Сбор информации — это рациональная идея, состоящая в том, что причина высокого уровня вариативности — это желание потребителей . Если это так, то вариативность должна снизиться, если ликвидировать нужду в получении информации от других участников группы. Следовательно, индекс вариативности в группах со сниженной потребностью в информации должен быть ниже, чем в группах с более высокой потребностью в информации. Во-вторых, цель самопрезентации заставляет потребителей стремиться к вариативности, чтобы продемонстрировать свою индивидуальность и уникальность. Если это так, то уровень нужды в уникальности должен коррелировать с уровнем вариативности. Чтобы выяснить это, был проведен третий эксперимент.

Под предлогом маркетингового эксперимента исследователи предложили 45 группам студентов из Университета Дьюка попробовать несколько разных вин. В группах было от двух до шести человек, и эти группы были в случайном порядке распределены на две части: информированную и неинформированную. Было подготовлено два списка, содержавших по четыре названия вин (список 1 и список 2).

В информированной части участники сначала пробовали одну жидкую унцию каждого из четырех вин из одного списка и получали распечатку, содержавшую название, год урожая и краткое описание каждого вина. Затем участников попросили выбрать одно из четырех вин из того же списка, чтобы получить стакан с четырьмя жидкими унциями вина. Поскольку в первый раз участники пробовали вина из той же группы, они уже получили всю возможную информацию о них и обменялись ею до начала второй фазы эксперимента.

Испытуемые из неинформированной части во второй фазе эксперимента получали совершенно новый список вин и могли пробовать их и обсуждать между собой во время обеих фаз. Эти участники пробовали одну жидкую унцию каждого из четырех вин из одного списка, а затем должны были выбрать только одно из четырех вин из второго списка, чтобы получить полный стакан.

И в первой, и во второй фазе эксперимента все участники поочередно озвучивали свой выбор. Попробовав вино, выбранное во второй фазе эксперимента, они отвечали на вопросы о том, насколько оно им понравилось. Первый вопрос «Понравилось ли Вам вино?» предполагал оценку от 0 до 10, где 0 означал, что вино совсем не понравилось, а 10 — что очень понравилось. Второй вопрос «Не жалеете ли вы, что не выбрали другое вино?» предполагал ответ «да» или «нет».

Исследователи подсчитали индекс вариативности V для всех групп. Для сравнения они сконструировали фиктивные группы так же, как в эксперименте №1. Вновь оказалось, что индекс в реальных группах был значительно выше, чем в фиктивных. Ответы на вопросы об удовлетворенности, в свою очередь, повторяли результаты эксперимента №2: людям, делавшим выбор первыми в очереди, выбранное ими вино понравилось гораздо больше, чем остальным. Вопрос о сожалениях подтвердил эту закономерность: первый человек в очереди раскаивался в своем выборе значительно реже, чем последующие. Таким образом, это исследование подтвердило результаты предыдущего: высокая вариативность в контексте группы достигается за счет того, что люди жертвуют следованием своему вкусу и потом раскаиваются в этом .

И в информированной, и в неинформированной части индекс V в настоящих группах был значительно выше, чем в фиктивных. Гипотеза о том, что вариативность в реальных группах выше, чем в фиктивных, снова подтвердилась. В обеих группах люди, делавшие выбор первыми, были удовлетворены им гораздо больше, чем остальные. Люди из информированной группы, делавшие выбор первыми, были удовлетворены им больше, чем остальные члены групп. В неинформированной части прослеживалась такая же закономерность.

Исследователи сравнили индексы V в обеих частях, чтобы оценить, насколько важна цель сбора информации. Вариативность в неинформированной части была выше, чем в информированной. По-видимому, сбор информации играет роль в уравновешивании целей и приводит к вариативности на уровне группы, когда есть возможность добыть знания. Однако даже если в том, чтобы делиться информацией с другими (в информированной части), нет необходимости, тенденция на уровне группы сохраняется: вариативность в группах из информированной части была выше, чем в фиктивных.

Выводы

Как правило, литература о формировании предпочтений в основном концентрируется на характеристиках рассматриваемого объекта или вопроса. Предпочтения считаются изменчивыми, подверженными и упрощающей эвристике. Эксперименты, описанные в этой статье, показали, что на индивидуума влияет не только контекст, но и группа. Отличительный признак влияния группы — это его межличностная природа: оно является следствием социального контекста задачи и не зависит от самой задачи или характера индивидуума. Эксперименты также показали, что контекст группы влияет на выбор ее участников и на уровень их удовлетворенности этим выбором.

Предполагается, что причина влияния группы — это цели, появляющиеся только в ее контексте. Существование группы заставляет потребителей выбирать между целями, достижение которых зависит только от действий индивидуума (чисто индивидуальные цели), и целями, достижение которых зависит и от индивидуума, и от группы (индивидуально-групповые). Достичь и тех, и других целей одновременно зачастую невозможно, потому что они предполагают выбор разных вариантов. Исследователи считают, что выбор, сделанный в условиях ограничений, отражает процесс уравновешивания целей, и потребители склонны делать выбор так, чтобы попытаться добиться и тех, и других целей хотя бы отчасти.

Все три эксперимента, описанные выше, подтверждают идею о том, что варианты, выбранные в контексте группы, отличаются от индивидуального выбора или «сделанного» в фиктивных группах. В первом и третьем исследованиях вариативность в настоящих группах была заметно выше, чем в фиктивных, сформированных искусственно. Второе исследование подтверждает эти результаты через сравнение групп, участники которых озвучивали свой выбор один за другим, и групп, участники которых делали выбор индивидуально, молча.

Все три эксперимента показывают, что люди выбирают то, что приводит к высокой вариативности в группе, в ситуации поочередного заказа. Второй эксперимент показал, что вариативность достигается за счет того, что люди жертвуют следованием своему вкусу и избеганием потерь. Третий эксперимент подтвердил предположение о том, что вариативность возникает отчасти из-за сбора информации.

Люди ищут компромиссы между целями, и это подтверждают данные, полученные в ходе проверки гипотезы об эффекте последовательного заказа. Две категории испытуемых во втором исследовании не были подвержены влиянию группы: потребители из независимой части и те потребители из коллективной части, которые делали выбор первыми. У этих испытуемых не было целей, между которыми приходилось бы искать компромисс: они могли свободно следовать своему вкусу. Уровень удовлетворенности первого потребителя в очереди в обеих частях был одинаковым и значительно более высоким, чем у тех, чей выбор был ограничен индивидуально-групповыми целями. Отношения между местом потребителя в очереди, вариативностью и уровнем удовлетворенности говорят о динамическом